Шекпен

Айдархан Миралиевич Калиев, кандидат технических наук, доцент искусствоведения, г. Тараз.

РАССКАЗ ФАНАТА ИЛИ СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ ИСКУССТВА «ШЕКПЕН».
Мы, потомки древних саков и тюрков, ныне граждане бурно развивающегося государства, имеем возможность, любоваться экзотическими местами всего земного шара, восхищаться шедеврами мировой культуры. Порой, гоняясь за духовными и эстетическими ценностями, мало задумываемся о той материальной культуре наших предков, которые могут повторно претендовать на мировое признание.

С изменением образа жизни исчезла потребность в феномене архитектурных сооружений кочевников – юрте, в использовании в быту войлока и тем более в традиционной одежде. Только со сцены или на празднованиях Наурыз восхищаемся над мудростью, красотой, скромным обаянием наших традиций и продолжаем смотреть на них как на сувенирную атрибутику.

За годы Независимости больше стали понимать, что благодаря традиции происходит развитие культуры, как единого организма в истории народа. Изучение истории культуры казахского народа дает четкое представление о параллельном создании материальных и духовных ценностей.
И, поэтому, сегодня перед нами стоит серьезная задача – освоить существующие традиции и внести свой вклад в общую сокровищницу культуры. Эта идея достаточно хорошо освящается в недавнем Послании Главы государства народу Казахстана.
Одним из материальных ценностей, унаследованных нами у предков, являются ткачество и производство уникальной одежды. За многие столетия на культуру одежды кочевников оказывали существенное влияние другие культуры, тем самым, внося новый характер, форму и тенденции. Кочевники в свою очередь, отшлифовывали свой костюм, вкладывая при этом представление о красоте и комфорте. Анализ композиционно- конструктивных особенностей экспонатов, имеющихся в фонде Центрального Государственного музея Казахстана (г. Алматы), Государственного музея этнографии народов России, Музея антропологии и этнографии им. Петра 1 АН России (г. Москва) указывает на воплощение в себя самых лучших признаков с точки зрения эргономичности и комфорта, эстетичности и защиты от неблагоприятных воздействий природы. Требования к современной одежде аналогичны, с разницей на разнообразие форм, декора, фактуры и сочетания цветов.

Профессиональные модельеры и дизайнеры одежды в поисках новых идей часто обращаются к традициям народного костюма. Одним из творческих источников вдохновения и концепции создания новой одежды для автора статьи послужил – «шекпен».

В оригинале «шекпен» – верхняя одежда, изготовленная из самотканого полотна из верблюжьей шерсти. Увидев, впервые «шекпен» как экспоната в подземной мечети комплекса Ходжа Ахмета Яссави в Туркестане, а затем в селе Кызылаут Жамбылской области сшитый в конце прошлого века, автор отметил скромное обаяние, лаконичность форм, отделок, натурального окраса и долговечность изделия. Позже, изучение достоинств верблюжьей шерсти и изделий из нее еще раз доказали мудрые традиции кочевников. Оказалось, что верблюжья шерсть способна противостоять различным погодным воздействиям, обладает уникальной низкой теплопроводностью, большой влагопоглощаемостью, высокой прочностью, малой сворачивоемостью, хорошей упругостью и в два раза легче, чем овечья, о ее целебных свойствах для лечения многих заболеваний, часто говорят в народной медицине.

Эти достоинства окончательно побудили автора, на создание, пока еще творческой коллекции «Великая степь». Размышления о том, что интересная идея – это хорошо забытая, но обновленная в современном варианте заставили сделать автору хронологический анализ. Еще правители, вельможи Древнего Рима и Византии любили носить одежду из верблюжьей шерсти, привезенную кочевниками из Великой степи. В очерках древних летописцев рассказывается, что в расцвет Великого шелкового пути «шекпен» высоко ценился и вывозился купцами в четырех направлениях: на юг через Бухару в Персию, через северное побережье Каспия в Россию и Европу, через Верхний Енисей в Сибирь и через Джунгарию в Китай. В начале прошлого века этнограф А.Е.Фелькерзам в трудах «Старинные ковры Средней Азии» отмечал о феномене использования нежной шерсти верблюжат в быту. В своей книге «Аргонавты средневековья» В.П.Даркевич восхищался высоким искусством кочевников по изготовлению полотен из пряжи верблюжьей шерсти. Об искусстве «шекпен» в своих трудах «История среднеазиатского костюма» известный советский этнограф О.А. Сухарева описывала, что «носили в Самарканде и халаты из домотканого сукна. Их покупали готовыми у степняков-скотоводов. Очень ценились и были доступны богатым людям халаты из верблюжьей шерсти рыжевато-бурого цвета».

Немало работ о феномене «шекпен» посвятили видные казахстанские ученые и исследователи У. Джанибеков, А. Маргулан, И. Захарова, Р. Ходжаева, М. Муканов и другие. В 80-е годы производство сукна из верблюжьей шерсти было налажено в Каргалинском камвольно-суконном комбинате. К сожалению, несмотря на большой спрос, производство фабричной ткани было остановлено в связи с распадом бывшего Союза.

Очерки, материалы и сохранившиеся изделия-подлинники дали автору ощутить дух того времени, а затем наделить «шекпен» духом сегодняшнего дня. Это обусловило идею создания тканей, а затем одежды, отвечающих современным требованиям при условии сохранения традиционности. Для сохранения традиционности так же, как и много лет назад отбирали и на уршык пряли шерсть верблюжат, сновали на восстановленный горизонтальный узконавойный станок и ткали ручным способом. Современность тканей достигалась за счет покраски пряжи из шерсти белых верблюжат и их комбинирования в составе нитей основы и утка с различной фасонной пряжей во время ткачества.

В иллюстрациях к статье приведены увеличенные в два раза фотографии полученных тканей и соответствующие модели современной одежды из коллекции «Великая степь». Сотканный в условиях экспериментальной лаборатории Дома моды «АСЫЛ-ДИЗАЙН» «шекпен» (рис. 1.(а)), является копией тех полотен, которые создавались много столетий назад. Полотно и костюм-образ (рис. 2.(а)), несмотря на скромность, воплощают в себе дух древности, традиционности и в то же время современности. Особый национальный колорит таится в модели (рис. 2.(б)), изготовленной из фабричной «шекпен» Каргалинского камвольно-суконного комбината, отделанный каракульчой и шелковой вышивкой. На рисунке 1, приведены результаты экспериментов с «шекпен» – производные ткани: комбинирование с цветной пряжей из овечьей шерсти (б), наборное ткачество с использованием хлопчатобумажных нитей (в), применение меланжевой пряжи из ангоры (г), использование в нити утка буклированной пряжи (д), фактурное включение пряжи мохер в нити основы (е), вплетение в готовую пряжу ворсистой метанити (ж), а так же создание на гладкой поверхности фактуры путем ручного пришивания бисера, пойеток (з).
Использование современных видов пряжи (не более 15-20%) и комбинаторных методов проектирования, придавало тканям модный вид и особую фактуру актуальную на сегодняшний день.

Работа над коллекцией моделей из производных тканей ручного ткачества требовала применения традиционного кроя в вариации с современным. Ширина полотна, примерно составляющая один локоть или 2-3 вершка, диктовала свои условия кроя либо по прямой, либо по диагонали. При такой логике кроя сложно получить изделие прилегающего силуэта или втачные рукава. Удачный синтез традиционных и современных способов покроя способствовали созданию одежды новых форм и пропорций. На рисунке 2 (в-е) приведены некоторые модели из производных тканей «шекпен», объединенные в коллекцию «Великая степь». На протяжении нескольких лет коллекция демонстрировалась на подиумах фестивалей мод Международных уровней. Над скромным обаянием «шекпен» восторженно восхищались опытные западные эксперты и дизайнеры во время Недели Высокой Моды в Балтике (BALTIC FASHION WEEK). «Боже мой! Какая красота! Сколько традиций» – восклицал, принимая в подарок полотно производного «шекпен» известный российский кутюрье Вячеслав Зайцев. «Такую роскошь нужно использовать как шаль или вставку в добротной одежде» – восторгались, покупая, жены иностранных дипломатов на Днях казахстанской моды в Узбекистане. И таких примеров можно привести большое количество.

Пока, мы думаем над новыми производными тканями; пока, неугомонно крутится уршык в руках мастерицы, нежно перебирающей ровницу шерсти верблюжат; пока, трудолюбивые ткачихи, сидя за станком в аулах создают новые эксклюзивные полотна – скромное обаяние искусства «шекпен» заставляет восхищаться искушенных в мире моды специалистов и, медленно, но уверенно завоевывает свое повторное признание.
0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *